Простые советы, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению.
1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
3. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
4. Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
7. Читайте детям волшебные сказки
8. Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
9. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.
10. Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.
11. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс чтения ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)
12. Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)
13. Во время поездки на машине пусть дети слушают аудиозаписи литературных произведений.
14. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
15. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками)
16. В доме должна быть детская библиотека.
17. Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.
18. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.</address>
Иерей отец Александр (Коляда) много лет плодотворно сотрудничает с десятой средней школой и обучает наше подрастающее молодое поколение принципам нравственности, духовности и любви к ближнему.
-Отец Александр, как вы пришли к служению Богу? Ваши родные были воцерковлены? Расскажите о ваших родителях, о старшем поколении, как они воспитывали вас — детей?
-У меня отец -священник, поэтому с самого детства меня водили в храм, и, может быть, в этом плане мне было легче идти к Богу, хотя, конечно, я проходил все периоды молодой жизни, когда и сопротивлялся родительским учениям, не особо стремился посещать церковь, меня приучали к этому. Но потом, когда я учился в университете, стал читать духовные книги, и однажды настал переломный момент в моей строптивой юности, когда я заинтересовался глубинами религиозной жизни. Этому способствовал и мой брат-священник, служивший в витебской церкви, который пригласил меня петь в церковном хоре. Это послужило еще одной капелькой к моему вразумлению, и уже на последних курсах университета я заочно поступил в витебское духовное училище. Дальше Господь позволил, чтобы я стал церковным клириком.
Любая работа, если не приносит человеку какого-то воодушевления, если не видно пользы от его работы, не будет приносить радости. Мое направление-отдушина для меня в жизни, когда можно не думать о каких-то материальных благах, а размышлять о вечности, душе, Боге, и само это знание уже внушает человеку оптимизм, потому что наша материальная жизнь, хотим мы этого или не хотим, закончится, и только одна мысль порой беспокоит, когда разговариваешь с людьми: они все равно все нажитое потеряют, потому что людей бессмертных нет у нас на земле, и поэтому в этом плане сложно. Человек, который знает о мире духовном, верен ему, для него, конечно, истинные ценности — большое подспорье и в материальной деятельности, жизни светской, и во внутреннем мироощущении.
-Как вы считаете, отец Александр, переживает ли в наше время институт семьи кризис?
-Он во все времена переживал какие-то отрицательные моменты. В наше непростое время институт семьи тем более переживает кризис, именно связанный с тем, что люди мало задумываются о вечности. Если бы мы оценивали все наши действия с точки зрения духовного мира, мира вечного, то было бы намного меньше проблем. Так как люди сейчас очень серьезно прилипли чисто к земным вещам, материальным, то здесь и кроется такая, порой, подножка человечеству. Тем более, что современный мир воспитывает в человеке эгоистическое чувство. Порой его, конечно, называют любовью, но настоящая любовь ведь живет не для себя. Посмотрите, на чем строятся современные кризисы семьи: поругались муж с женой, а из-за чего? И когда начинаешь разбираться, то из-за таких пустяков -почему бы не уступить друг другу в мелочах? Однако что получается? Эгоизм и спесь — выше всего, и получается, что в наших семьях- серьезные проблемы. Не секрет, какова статистика разводов, сколько у нас брошенных детей при живых родителях, поэтому это сейчас серьезная проблема.
-А как вы воспитываете ваших детей, какие нравственные качества и семейные ценности им прививаете?
-Один замечательный писатель-классик отразил в своем произведении один разговор. У одного человека спросили: «Кем вы хотите воспитать своего ребенка?» Он ответил: «Человеком, в первую очередь!».Ему ответили с удивлением: «Такой профессии-«человек» -нет! Нам нужны военные, врачи, инженеры!» Поэтому, в первую очередь, я стараюсь воспитать именно человека, а если это получится, с Божьей помощью, удастся мне пройти эти уроки со своими детьми, то я думаю, все остальное уже будет намного легче. Если человек научится быть терпеливым, трудолюбивым, если он поймет, что в жизни не все ему под силу, есть стороны, в которых он сильнее, и этим не стоит гордиться перед другими и превозноситься, а есть стороны, где он слабее других, но это не повод унывать и злиться на кого-то. Вот если я в таком ключе пытаюсь воспитывать своих детей, то у меня получится, я думаю, свою роль как родителя выполнить.
— Отец Александр, расскажите о ваших семейных традициях.
-У нас есть семейная традиция, достаточно уже закрепленная — совместная молитва, при том, что читают ее и дети, и взрослые. Мы, родители, стараемся все изучаемые молитвы разобрать, чтобы они были ясны детям, чтобы они понимали, о чем мы просим Бога. Церковные праздники всегда стараемся проводить вместе, не только с детьми, но и с родными, чтобы дети чувствовали, что семья и родные — это не редкие гости, приезжающие с подарками, а близкие люди, которые всегда готовы участвовать в их жизни, которые могут помочь, подсказать, поддержать. Также у детей есть определенные обязательства: они по очереди моют посуду, поддерживают чистоту содержания домашних питомцев. Сейчас у нас появилась новая семейная традиция -« Правила поведения в доме».Некоторые примеры из них-«не ныть», «почаще дарить подарки домашним», «за вечерним чаем собирается вся семья».Эти правила помогают укрепить семью и усилить взаимопонимание между нами.
-Какой бы вы дали совет неравнодушным родителям, которые хотят вырастить детей настоящими, совестливыми людьми?
-Это относится не только к детям, но и к любому человеку. Мы ведь искренне хотим добра своим детям. Получается, что другим мы такого не желаем. Если есть такие мысли у человека, то у него лицемерное отношение к добру и любви. Это совет любому человеку. Я недавно прочел один совет, который, скорее, больше упрек в сторону людей -« Если бы мы боялись так обидеть своих близких, как боимся заразиться коронавирусом, то мы бы жили с вами в Раю».Поэтому отношения именно так должны складываться -нам надлежит бояться обидеть человека, мы обязаны стараться принести людям максимум пользы. Вот если с таким критерием подходить к взаимоотношениям между нами, близкими, между людьми, то, я думаю,было бы намного меньше проблем.<address>
Низовцева Яна Александровна, мама четверых детей:



Книга во все времена являлась важнейшим источником знаний. И по сей день она остается важнейшим аспектом человеческой жизни, несмотря на то, что её активно вытесняет интернет. Однако для работы интернета, электронных книг и прочих современных гаджетов требуется электричество, при отсутствии которого все они становятся абсолютно бесполезны. Для чтения книги достаточно наличия дневного света или даже света от горящей свечи. Да и разве может сравниться холодный свет монитора с ароматом новых страниц книги или пыльном запахом залежавшихся на полке изданий?! Эти мелочи позволяют книге нести знания сквозь времена.
К сожалению, большой проблемой сегодняшнего времени является нежелание детей читать книги. Они готовы часами сидеть в социальных сетях, компьютерных играх и телефонах. Книгам же они предпочитают аудио-версии оных. При этом общение в социальных сетях и всевозможных чатах искажает грамматику и постановку речи. В итоге дети просто не в состоянии составить конструктивную речь при живом общении, правильно выразить свои мысли и чувства, написать простейшее сочетание. Таким образом, у родителей и учителей стоит важнейший вопрос: как привить детям любовь к книге?
Вероятно, в данном вопросе стоит больше рассматривать психологические особенности людей и детей в частности.
Детские книжки для малышей яркие и красочные, но не всегда изображения в них привлекают малыша. Соответственно, при выборе книг для ребенка следует опираться на их оформление. Изображенные в них люди, животные, птицы и предметы должны иметь дружелюбный и приятный вид, располагающий и привлекательный для детского взора (к сожалению, во многих книжках изображения отталкивающие, а иногда и пугающие).
После выбора книги наступает второй, не менее значимый шаг: надо показать ребенку, что книга – это интересно. При этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка сидеть и только слушать то, что читает мама. Для начала надо дать ему подержать книгу, рассмотреть самостоятельно, познакомиться. Далее можно предложить ему рассмотреть рисунки и уже после, если ребенок проявляет интерес, попробовать ему почитать. Не запрещайте ему переворачивать страницы, задавать вопросы. Если поставить вопрос ребром:
« Я читаю, а ты сидишь тихо и только слушаешь: », то можно даже не пытаться тратить время, т.к. ребенок познает мир и неподвижное немое сидение на месте для него является пыткой. И это надолго отобьет у него желание читать. В данный период следует проявить максимум терпения и выдержки. Со временем малыш сам станет слушать и вникать в текст, который мама ему читает.
Также важно само чтение: нельзя читать сказки и стих монотонным усталым голосом. Это скучно и быстро утомляет и вас, и маленького слушателя. Старайтесь читать выразительно, выделяя вопросительные и восклицательные предложения тонально, меняя голоса и интонацию при чтении диалогов.
Это позволит вашему малышу более красочно воспроизводить услышанное в подсознании и, соответственно, будет формировать его фантазию.
Таким образом, несколько лет вы должны делать чтение интересным, постоянно менять подборку книг. И к тому моменту, как ребенок начнет читать самостоятельно, у него уже сформируются собственные вкусы в выборе произведений.
Если никакие психологические факторы не повлияют на ребенка в этот период, то он сам потянется к чтению книги, потому что это будет его личное достижение.
Когда вы увидите, что ваше дитя уже может уверенно и осознанно прочитать книгу (даже ту, которую задали прочитать в школе), следует предложить ему что-то соответствующее его вкусовым предпочтениям.
Неплохо было бы отвести его в книжный магазин и дать выбрать книжку самостоятельно. Это даст ребенку возможность научиться делать выбор самому.
И ещё следует учить ребёнка пользоваться справочниками и энциклопедиями. Допустим, что в школе задали сделать описание животного по плану. Большинство скажет, что все есть в интернете и не стоит тратить время на перелистывание страниц. Но данное «бесполезное» занятие позволит ребенку научиться ориентироваться в предметных указателях, их структуре и принципах предоставления информации, фильтрование её до необходимого минимума. А вот уже при отсутствии ответов на некоторые нужные вам вопросы, оставшиеся можно найти в интернете.
В заключение можно добавить то, что в первую очередь дети смотрят на родителей и видят в них живой пример, впитывают их модель поведения, и только читающие и любящие живое литературное слово родители способны приобщить свое чадо к лучшему литературному наследию прошлого.
Читайте сами, рассказывайте о чём ваша книга, если ребенку интересно. И самое главное: никогда не наказывайте ребёнка чтением ( к примеру: Ты наказан! Поэтому будешь лишен компьютера и улицы! Всё свободное время будешь читать!). Это заставит ребенка, особенно подросткового периода, отвернуться от книг, а само чтение будет ассоциироваться с наказанием. Научите своё дитя любить и беречь книги, даже если то или иное произведение ему пока непонятно. Книга несёт знания, а знания – это свет, даже сквозь самые трудные времена.
Фокина Наталья Леонидовна, мама двух детей:

Великий А.С Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Еще вынашивая малыша под сердцем, будущая мама желает окружить свое чадо самым лучшим. Слушает классическую музыку, любуется картинками, наслаждается красотами окружающей природы, и, конечно, читает книги. Произведения классиков и не только , поэзию, прозу, даже сказки -вслух, так будущий человек привыкает не только слышать мамин голос, но и отвечает ей толчками – даже специалисты рекомендуют читать детям, когда они ещё в мамином животике.
Книга – самая лучшая тренировка для мозга. Она помогает развивать в ребенке словарный запас, чем больше ребенок читает, тем грамотнее он становится, появляется умение мыслить.
С книгой делаешь каждый раз какие-либо открытия, появляются новые впечатления, возникают новые представления об окружающем мире.
Маленькому человеку необходимы яркие книжки с хорошими рисунками, где все понятно. Когда ему по картинкам рассказываешь, какие действия происходят – он слушает очень внимательно.
Со временем сможет сам рассказывать, о чем книга.
Чтение малышам вслух помогает развивать у них разговорный язык, узнавать слова, прививает какие-либо навыки. Мы, например, по сказке К.И. Чуковского « Мойдодыр » – учились умываться (так сказать прививали детям санитарно-гигиенические навыки). Так и выучили:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам,–
Благодаря замечательным стихам В. Маяковского – детки знают. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтение вслух улучшает понимание, что происходит.
Отлично укрепляет связи между родителями и детьми. Семья собирается вместе за одним столом или устраивается удобно на диване, чтобы послушать любимую книгу – пусть даже небольшой рассказ. Минуты, проведенные вместе, теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные произведения, могут вдохнуть любовь к чтению на дальнейшую жизнь. Чтение родителями – это лучший пример для подражания, ведь дети учатся через наблюдение и подражание. Это помогает им услышать, как звучит родной язык.
Читая вместе, можно обсудить сложные проблемы. При самостоятельном чтении дети могут не обратить внимание на то, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда читают вместе историю, герой, который попал в сложную ситуацию, столкнулся с проблемами – то наступает момент для разговора о сложных ситуациях, как нужно преодолевать трудности. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения, – как дружить, как решать конфликты.
А если всем вместе ещё и обсудить прочитанное, то это заложит фундамент нравственности в ребенке, поможет увидеть параллель между прочитанным и его собственной жизнью. Малыш учится понимать разницу между добром и злом. Узнает, что такое дружба, любовь, сочувствие, сострадание. Учится сопереживать героям.
Все это способствует эмоциональному и духовному развитию ребенка. Литература, подобранная правильно, учит анализировать произведение, поведение героев книг.
Кроме этого, развивается мышление и логика, фантазия. В отличие от просмотра кинофильма или мультфильма, при чтении можно более ярко и красочно представить образ главных героев.
Книги влияют на нравственные идеалы, формируют духовные ценности.
Совместное чтение – бесценное время для папы и мамы, для детей, это полноценное общение с родителями, когда внимание уделяется только ребенку.
Больше всего хочется, чтобы дети уважали и с благодарностью вспоминали родителей. И , думаю, что прививая детям любовь к книге, читая им вслух, слушая их рассказы о прочитанных книгах – вот это даст любовь и уважение детей к нам – родителям.
Семейное чтение:
Своим дочке и сынишке
Мама вслух читает книжки.
Мы тихонечко сидим
Не играем, не шумим
(маму слушаем, молчим)
Ни один мультфильм на свете
Не сравнится с чтением этим.