Расписание работы объединений по интересам II полугодие 2024/2025 учебный год

Школа Активного Гражданина
График проведения мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в V-VII классах


График проведения мероприятий информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в VIII-XI классах


Виртуальная карта
Геноцид белорусского народа в годы ВОВ
Память и боль белорусской земли
Республика Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Самой кровопролитной была Великая Отечественная война. Победа в ней достигнута ценой больших потерь. В белорусской земле покоятся останки миллионов людей, не только погибших на полях сражений, но и хладнокровно убитых в ходе геноцида мирного населения.
Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями геноцида мирного населения на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
В ходе расследования уголовного дела изучены руководящие документы гитлеровской Германии, которые возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики и освобождали солдат от ответственности за преступления.
Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны – это карательные операции, 10500 сожженных деревень, свыше 580 лагерей смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах.
Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года…
Тростенец. Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали. По официальным данным, здесь погибло 206,5 тысячи человек. Но озвучивают и другие цифры: 546 тысяч.
Сюда свозили население не только из Беларуси, но и из Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии.
Людей загружали тяжелейшим трудом на нужды фашистов (выращивали овощи, растили скот, чинили обувь-одежду), кто не справлялся – расстреливали.
Любой из охраны мог без причины избить, убить, повесить узника. Во время построения собаки могли в клочья разорвать человека. Существовали и виселицы, мертвые раскачивались на них по нескольку дней. Действовала комната пыток, истязания в которой длились сутки.
Для массового уничтожения использовались душегубки – специальные автомобили с крытым кузовом и герметичной дверью. В них вывозили в Тростенец узников минской тюрьмы и концлагеря по улице Широкой.
Сегодня на месте страшных событий создан мемориальный комплекс.
Хатынь. Трагедия произошла утром 22 марта 1943-го. Накануне в перестрелке с партизанами убит немецкий шеф-командир роты Ганс Вельке. Случай из ряда вон для нацистов. Вельке известен в Германии: спортсмен, олимпийский чемпион 1936 г. Фашисты пришли в ярость. Для подкрепления были вызваны полицейские из Плещениц, а также эсэсовцы особого батальона Дирлевангера. В ходе карательной операции вышли к Хатыни – небольшой деревне из 26 хат.
Всех, кто там был, согнали в сарай. И подожгли… Жуткие рыдания, крики поднялись над округой. Кто-то вырывается из огня, но падает, скошенный пулей… Дети, старики, женщины, целые семьи. 75 детей до 16 лет, 74 взрослых. Все имена установлены.
Сегодня ни на одной карте не найти белорусскую деревню Хатынь Логойского района. На ее месте в 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», ставший символом всех сожженных деревень Беларуси.
Шталаг-352. Лагерь военнопленных, находившийся на территории современного микрорайона Масюковщина в Минске. Мученическую смерть здесь приняли более 80 тысяч человек.
Людей содержали в сараях с земляным полом, в жуткой вони и грязи, темноте. Хлипкие нары под телами людей ломались, и часто они оказывались придушенными или раздавленными.
Изможденные люди тяжело трудились. Умирали сотнями ежедневно. Кто своей смертью, а кого пристреливали, когда бросался к ограждению за гнилой картошкой. Посудой в лагере, в которую наливали несъедобную жижу, иногда служили шапки и даже ладони.
Применялись порка, повешение, мучительные казни. Например, подвешивали на крюки за подбородок.
По сведениям местных жителей, места захоронения расстрелянных укатывали танком, но даже после этого земля продолжала шевелиться.
Ола. Почти 80 лет в некогда уютной полесской деревне Ола никто не живет. Фашисты сожгли ее вместе с жителями и теми, кто искал здесь спасения, уйдя из соседних деревень. Окруженная со всех сторон лесами и болотами, она казалась надежным укрытием. До освобождения оставалось менее шести месяцев.
Каратели окружили деревеньку на рассвете. Будто для регистрации стали сгонять жителей в колхозный сарай. Того, кто пытался убежать, настигали пули. Из сарая выводили группами, обещая отвезти в тыл, а вели в другой конец деревни, заталкивали в дома, облив горючим, поджигали. Люди умирали от огня и взрывов гранат, летящих в окна и двери. Стариков и детей живыми бросали в огонь, а выбежавших из пламени – убивали.
Мемориал на месте деревни Ола жертвам сожженных деревень открыли в год 75-летия Великой Победы.
Озаричи. Лагерь смерти недалеко от Озаричей, деревни Подосинник, поселка Дерть. Создан гитлеровцами для распространения среди мирного населения и в рядах наступающей Красной армии инфекций и массового уничтожения людей. Сюда сгоняли под предлогом эвакуации. Вместе с узниками размещали зараженных сыпным тифом, специально доставленных из больниц. Заражали и через хлеб, который бросали прямо в грязь. На голой земле на болотистом месте, обнесенном колючей проволокой, с заминированными подходами содержалось около 50 тысяч человек. Им нельзя было разводить огонь, собирать сухие ветки для подстилки, приближаться к ограждениям. Иначе – расстрел…
Ежедневно здесь умирали тысячи людей. Их никто не хоронил, трупы намеренно оставляли здесь же. Это была настоящая фабрика смерти, хотя и без крематория. Даже в Бухенвальде и Освенциме у людей были крыша над головой и похлебка, в Озаричах – болото под открытым небом.
Красный Берег. Среди ужасных преступлений гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны особое место занимает создание концентрационных лагерей. В оккупированных странах (Польше, а затем и западных республиках Советского Союза) гитлеровцы создавали концлагеря для военнопленных и представителей «низших» рас. Узниками концлагерей становились бойцы и командиры Красной Армии, коммунисты, евреи, цыгане. Были среди заключенных мужчины и женщины, старики и подростки и даже маленькие дети.
Первые полтора года войны Красный Берег принимал раненых немецких солдат и офицеров. Однако когда в 1943 году вермахт стал терпеть поражение за поражением, у руководства Третьего рейха созрел чудовищный план. Раненые немецкие военнослужащие нуждались в огромном количестве донорской крови. Брать ее было негде. И гитлеровцы вспомнили о … детях. В хозяйственных постройках на территории военного госпиталя появился детский концентрационный лагерь.
Детей разделяли на две группы. Первая группа подлежала направлению в накопитель для детей с первой группой крови. У этих детей забирали всю кровь. Вторая группа направлялась для многократного забора крови – в среднем от 8 до 16 раз у каждого ребенка. Лишь дети, попадавшие во второй накопитель, имели какие-то шансы выжить.
Потребность гитлеровской армии, терявшей сотни тысяч солдат и офицеров ранеными, в свежей крови росла. И росло количество преступлений, совершаемых гитлеровскими медиками в детском концентрационном лагере в Красном Берегу и в многочисленных военных госпиталях вермахта. Зверства, которые творились по отношению к детям, сложно себе представить. Даже знаменитый гитлеровский садист доктор Йозеф Менгеле казался порой невинным первоклашкой по сравнению с палачами, работавшими в концентрационном лагере в Красном Берегу.
Красный Берег, Минское гетто и множество других мест принудительного содержания гражданского населения – таких 260.
Приведенные факты – лишь некоторая часть примеров, зримо и убедительно иллюстрирующих бесчеловечную суть целенаправленной политики уничтожения не покорившейся оккупантам белорусской нации в годы Великой Отечественной войны.
Нацистами и их пособниками было проведено более 140 крупных карательных операций, целью которых было физическое уничтожение партизан, разорение экономической базы движения народных мстителей, убийство местного населения и угон трудоспособных в Германию, вывоз ресурсов, сельхозпродукции, скота. Разоренные деревни сжигались, часто вместе с людьми. Таким образом создавалась мертвая зона, где не было никого и ничего…
Особенно это проявилось в 1943 году во время карательной операции «Зимнее волшебство». Напомним, в ней участвовали латышские полицейские батальоны. За полтора месяца сожжено более 430 деревень, уничтожены тысячи мирных жителей и тысячи угнаны на принудительные работы.
Счет к фашистам и их пособникам огромный. Уверены, расследование в рамках возбужденного Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период дополнит список потерь многострадального белорусского народа.
Расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является данью памяти погибших и способствует установлению и сохранению исторической справедливости, служит реализации антифашистского принципа «Никогда больше!».
Расследование уголовного дела о геноциде
Произошедшие в Республике Беларусь события августа 2020 года и последующего постэлекторального периода заставили вновь обратиться к истории нашей страны. Подпитываемые идеями нацизма попытки экстремистов совершить в Беларуси государственный переворот показали, что мы стали забывать ее трагические страницы и уроки, пренебрегать достигнутыми жизнью и кровью родных и близких благами: миром, свободой, независимостью и правом на самоопределение, а также перестали напоминать об этом не только гражданам своей страны, но и всему мировому сообществу.
Как следствие, за последние несколько лет стали активно распространяться «фейки» о Великой Отечественной войне, предприниматься попытки переписать и сфальсифицировать ее историю и итоги, умалить подвиг советского солдата-освободителя, принизить масштаб трагедии белорусского народа.
Именно эти антиобщественные и антипатриотические события лежат в основе принятого Генеральным прокурором Республики Беларусь в апреле 2021 года решения о возбуждении уголовного дела по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками, преступными формированиями в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и послевоенный период на территории БССР и других государств геноцида белорусского народа (далее – уголовное дело о геноциде белорусского народа).
Уголовное дело находится в производстве Генеральной прокуратуры, его расследование осуществляют прокурорские работники прокуратур всех уровней: от районного до Генеральной прокуратуры. Содействие в расследовании оказывают сотрудники Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, работники других государственных органов и организаций.
Среди основных источников информации, содержащих доказательства геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, являются архивные материалы, а также показания (воспоминания) живых очевидцев (потерпевших и свидетелей) злодеяний, совершенных нацистами на белорусской земле.
В ходе предварительного следствия установлено и допрошено свыше 18,6 тысяч человек, почти 8 тысяч из которых – потерпевшие, в том числе бывшие узники лагерей смерти, созданных нацистами как на территории оккупированной Беларуси, так и за ее пределами.
До начала расследования считалось, что на территории БССР в годы оккупации пострадало, т.е. сожжено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, 9200 сельских населенных пунктов.
Материалами уголовного дела подтверждено уничтожение не менее 12 348 сел и деревень. Среди дополнительно установленных и ранее неизвестных 3 148 пострадавших населенных пунктов – 102 новых, которые повторили трагическую судьбу деревни Хатынь, т.е. сожженных полностью вместе с жителями и не возродившихся после войны («сестры Хатыни»). Теперь этот скорбный список составляют не менее 288 деревень, а не 186, как считалось прежде.
В ходе расследования установлено, что на территории Беларуси немецко-фашистскими захватчиками организовано 578 (до начала расследования – около 480) лагерей смерти – мест принудительного содержания населения, куда нацисты помещали людей с причинением им нравственных и физических страданий, привлечением к тяжелому физическому труду.
Стандартным сценарием, взятым на вооружение нацистскими военными преступниками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций, а именно карательных операций. Под карательными операциями (акциями, экспедициями) понимается совокупность действий репрессивного, военного, экономического и политического характера, сопровождающаяся ведением боевых действий и соответствующим нормативно-правовым обеспечением (изданием приказов, указаний, отчетов и т.д), цель которых – массовое уничтожение людей на оккупированной территории БССР.
До начала расследования уголовного дела считалось, что на территории нашей страны проведено 140 крупных карательных операций. Материалами уголовного дела уже доказано проведение не менее 180 таких акций.
В ходе расследования по всей республике установлено свыше 160 ранее неизвестных мест уничтожения и захоронения мирных жителей и военнопленных, более половины – массовые.
В таких местах органы прокуратуры совместно с 52 поисковым батальоном Вооруженных Сил Республики Беларусь проводят полевые поисковые мероприятия (раскопки), результаты которых, как правило, подтверждают чудовищные факты убийств и захоронений жертв геноцида.
В 2021 году проведены раскопки в 12 местах, в 2022 – 28, 2023 – 43, в 2024 запланировано в 24 местах, в 10 из них уже проведены.
Таким образом, за время следствия уже установлено, что масштабы трагедии, которую пережил белорусский народ в период оккупации, значительно шире, чем считалось ранее. Установлены многочисленные новые факты преступлений нацистских оккупантов на белорусской земле.
За период оккупации немецко-фашистскими захватчиками на территории Беларуси:
уничтожено не менее 3 млн мирных граждан и военнопленных;
разрушено 209 городов, в том числе такие крупные, как Минск, Гомель, Витебск и другие;
угнано в немецкое рабство более 380 тысяч человек, из которых многие погибли от невыносимых условий эксплуатации.
Массовый характер носил и угон на принудительные работы детей, которых зачастую использовали в качестве доноров крови.
Межведомственной рабочей группой, созданной распоряжением Премьер-министра по инициативе Генеральной прокуратуры, произведен перерасчет ущерба, причиненного нацистскими преступниками БССР в годы Великой Отечественной войны. Произведенные расчеты показали, что ущерб превышает 43,5 тысячи тонн золота, что по состоянию на 1 октября 2022 г. эквивалентно сумме свыше 2,3 триллиона долларов США.
При этом указанная сумма не содержит исчерпывающих данных по ущербу, причиненному вывозом культурных ценностей.
В настоящее время рабочая группа возобновила работу для дополнительного пересчета ущерба с учетом новых сведений о ранее неизвестных пострадавших населенных пунктов (3 148).

Профориентация
Профориентация





Информация о проводимых в Вооруженных Силах мероприятиях военно-профессиональной ориентации, военных учебных заведениях и порядках приема в них
Военно-патриотическое воспитание
Список мемориальных досок, закрепленных за учреждением образования
Построим патриотический центр вместе
Республиканский центр патриотического воспитания молодежи — масштабный проект, призванный объединить усилия представителей органов исполнительной власти, образования, кадетского и военно-патриотического движения, поисковиков, исторических реконструкторов, краеведов, представителей культуры в работе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и по сохранению исторического наследия.
Основные направления Республиканского центра патриотического воспитания молодежи: военно-патриотическое, спортивно-техническое, досуговое, туристско-краеведческое.
Проектом предусмотрены работы по реконструкции, реставрации, капитальному ремонту зданий и территории Брестской крепости, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и являющихся объектами историко-культурного наследия.
Архитектурно-планировочная концепция предусматривает комплексное освоение части территории Кобринского укрепления Брестской крепости под Республиканский центр патриотического воспитания молодежи. Разработаны принципиальные функциональные, объемно-планировочные решения объекта строительства, принципиальные решения (схемы) по обеспечению инженерно-транспортной инфраструктурой.
Проектом предусматривается размещение площадок для проведения общественных мероприятий, спортивных игр и обучающих занятий. Объект разделен на две основные территории: Закрытая территория досуга и проживания — на основе исторических зданий военного штаба и казармы Красной Армии: Открытая для посещения и проведения экскурсионной деятельности. Территория включает в себя сооружения форта с функциями музейно-экскурсионной деятельности и массовых мероприятий. В год будет организовано посещение более 5500 учащихся.

Интерактивная платформа патриотического воспитания
Интерактивная платформа патриотического воспитания «Патриот.by» создана в 2021 году с целью совершенствования в учреждениях образования организации патриотического воспитания обучающихся и повышения его качества.
Возможности платформы:
- трансляция самых масштабных мероприятий с привлечением широкой аудитории;
- получение актуальной тематичсекой информации о реализуемых проектах;
- обмен опытом и мнениями в области патриотического воспитания.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию
- Инструктивно-методическое письмо по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
- Интернет-ресурсы
- Информационные и методические материалы
- Cтатьи в журнале «Веснік адукацыі»
- Республиканский семинар «В патриотизме детей и молодежи – будущее Беларуси. Презентация пособия “Военно-патриотическое воспитание учащихся”» (09.08.2023)
- Республиканский семинар «Основные направления деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию в учреждениях общего среднего образования» (14.12.2022)
- Видеоматериалы проведения торжественных мероприятий с участием знаменных групп
Информационные и методические материалы
- Лихарев, И. И. Электронный справочник руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Версия 2.0 (31.08.2023) / сост. Лихарев И. И., ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева»
- Военно-патриотическое воспитание учащихся: пособие для педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. Г. Стуканов [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2023. 256 с.
- Бобровникова, Д. Учительский подвиг в годы Великой Отечественной войны, ГУО «Старосельская средняя школа Ветковского района» Гомельской области
- Внеклассная работа по военно-патриотическому воспитанию, раздел на сайте ГУО «Осинторфская средняя школа Дубровенского района»
- квест-игра «Одна у человека мать, одна Родина»;
- заочное путешествие «Это наша с тобою земля»;
- информационный час «Огнем опаленное детство»;
- презентация «Огнем Опаленное детство»;
- литературно-музыкальная композиция «Афганистан болит в душе моей»;
- литературно-музыкальная композиция «Мир и единство – сила народа».
- ВоенТВ подготовило видео в помощь руководителям по военно-патриотическому воспитанию школьников.
- Войтеховская А. В., Шот С. А., Правко А. И. Игровая программа «Легко ли быть солдатом?», ГУО «Средняя школа № 32 г. Гродно».
- Ермашкевич, Е. Б. «Городенъ» – защитник своей страны: из опыта работы / Е. Б. Ермашкевич, Л. В. Яскевич. Гродно : ГУО «Средняя школа № 3 имени В. М. Усова г. Гродно», 2019. 51 с.
- Книга памяти воинов-интернационалистов, УО «Республиканский центр экологии и краеведения»
- Кулеш Н. И. Творческий вечер-воспоминание «Слеза, застывшая на камне», ГУО «Щорсовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»
- Метадычная скарбонка рэсурснага цэнтра па грамадзянскім і патрыятычным выхаванні ДУА «Сіняўская сярэдняя школа Клецкага раёна»:
- праект «Мая малая радзіма: ад вытокаў да сучаснасці»;
- тэматычны вечар, прысвечаны Дню абаронцы Айчыны «Сустрэча трох пакаленняў»;
- інфармацыйная гадзіна «Афганістан баліць у маёй душы»;
- «За другі свае…» (духоўныя традыцыі праваслаўнага воінства);
- «Зямля бацькоў – мая зямля!»;
- гульня-падарожжа «Любі свой край»;
- «Пазнай Беларусь – і ты яе палюбіш»;
- віншавальная праграма «Верна служу – ні аб чым не тужу»;
- конкурсная праграма «Стаць і я хачу салдатам!»;
- прэзентацыя «Завочная экскурсія».
- Методические разработки ресурсного центра по гражданскому и патриотическому воспитанию ГУО «Средняя школа № 2 г. Поставы имени Н.М. Осененко»
- Моя малая родина. Сборник сценарных разработок (составитель Красовская Е.П.), ГУО «Дисненская средняя школа»
- Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16-17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.
- Позняк, И.И. Нам завещано помнить, ценить и беречь память о Победе: из опыта работы / авт.-сост. И. И. Позняк. – Скидель : ГУО «Средняя школа № 1 г. Скиделя», 2019. – 66 с.
- Тарасюк И.И. Информационно-методическая папка «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?» (из опыта работы), ГУО «Детский сад – средняя школа №4 г. Кобрина»
- Военно-патриотическое воспитание. Методическая копилка ГУО «Лошницкая средняя школа Борисовского района»:
- Войтович О.В. Путешествие-викторина «Беларусь в моем сердце…», ГУО «Средняя школа №12 г. Пинска»
- Комиссарова Ю. Интеллектуальная патриотическая квест-игра «Мой народ – моя гордость!», ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П. Бохана г. Гродно»
- Комиссарова Ю. Устный журнал «Война входит без стука…», ГУО «Средняя школа № 22 имени И.П. Бохана г. Гродно»
- Костейкина Е. Игра-путешествие «Беларусь: вчера, сегодня, завтра», ГУО «Лукская средняя школа Жлобинского района»
- Максимова Е.И. Внеклассное мероприятие «Маленькие герои большой войны», ГУО «Базовая школа №9 имени А.С. Пушкина г. Полоцка»
- Рябова В.И. Методическая разработка квест-игры «Знай и помни», посвященная Дню Победы, ГУО «Щучинский дворец творчества детей и молодежи»
- Санчук А.А. Квест-игра «Войны священные страницы», ГУО «Средняя школа №1 г.п. Кореличи»
Военное образование
Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 2) утверждена новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, устанавливающая следующие нововведения для поступления граждан в военные учебные заведения:
О правилах приема в военные учебные заведения
I. Сдача вступительных испытаний.
Абитуриенты, поступающие в военные учебные заведения, сдают два вступительных испытания:
1. По учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору абитуриента) в форме централизованного экзамена (ЦЭ) или централизованного тестирования (ЦТ) (централизованного тестирования (ЦТ) – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение).
2. Одно профильное испытание по предмету профильного испытания (по выбору абитуриента) в форме ЦЭ, или ЦТ, или вступительного испытания в военное учебное заведение в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью) (централизованного тестирования (ЦТ) или вступительного испытания в военное учебное заведение – для абитуриентов, не имеющих действительного сертификата ЦЭ, но получивших аттестат об общем среднем образовании не в год приема в военное учебное заведение).
II. Зачисление абитуриентов.
Зачисление абитуриентов, поступающих в военные учебные заведения, проводится с учетом результатов профессионального отбора по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам:
1. Сдачи двух вступительных испытаний (по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» и одному предмету профильного испытания (по выбору абитуриента).
2. Среднего балла документа об образовании.
3. Отметки в документе об образовании по предмету профильного испытания, по которому не сдавалось ЦЭ или ЦТ, в соответствии с избранной группой специальностей (специальностью).
III. Право на зачисление вне конкурса в военные учебные заведения дополнительно распространено на лиц, освоивших содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины на территории воинских частей (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 (шести) баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации воинских частей), при поступлении на специальности, перечни которых устанавливаются Министерством обороны (в количестве до 30 процентов от контрольных цифр приема).
Военно-патриотический клуб "Северный щит"
Устав военно-патриотического клуба "Северный щит"



